Храм Пресвятой Троицы
с. Редкино

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Православный Храм в Редкино

На главную страницу
История
Свято-Троицкая церковь в Редкине

Редкино, в 140 вер. от Петербурга, в 40 от Ямбурга и в 33-х от Молосковиц, станции Балтийской жел. дороги, расположено в 3-х верстах от впадения Вруды в Лугу. Название села объясняют редкостью населения в здешнем крае. Церковь стоит на левом берегу Вруды, а на другом берегу находится заброшенное шведское кладбище, где, до сих пор, в ночь на Иванов день (24 июня) бывает гулянье. Подле церковной ограды расположена помещичья мыза. Церковную землю отделяет от помещичьей речка Пеледа, впадающая в Лугу; далее, в 2-х верстах, находится крестьянский лес.

Сперва здесь была деревянная церковь, о которой в актах 1741 г. сказано: „в Редкинском погосте церковь во имя Рождества Иисуса Христова, деревянная”. На приходском кладбище еще до ныне стоит ветхая часовня, собранная, как говорят, из леса древней Христорождественской церкви; на ограде есть толстые пни, остатки берез, окружавших церковь.

Нынешняя церковь, каменная, во имя св. Троицы, в 200 саж. от места прежней, построена в 1786 г. помещиком бароном Иваном Ив. Черкасовым и освящена, как видно по надписи на одном дер. кресте „по благословению... митрополита Гавриила 1786 г., августа 17-го... Нарвского собора протопопом Кириллом Васильевым и при священнике сего храма Василии Тимофееве”. Церковь сперва имела вид креста, без купола, с крестом над алтарем, и с одноэтажною колокольнею, над которою возвышался, говорят, на 18 саж., деревянный, обитый железом, шпиц. К 1848 г. шпиц, покривившийся, был снят и на церкви устроена обыкновенная кровля. Впоследствии, помещик Александр Ив. Сахаров надстроил этаж и поместил там колокола. Неизвестно в каком году, г. Владимировым был поставлен над храмом деревянный купол.

Длина храма 10 саж., ширина 4, высота с куполол 8½ саж. Купол осьмигранный с крышею в виде полушария, и не большою главкою; над главкою и над алтарем – осьмиконечный крест.

В храм – три входа, с каменными крыльцами в 2 ступени. Над западным крыльцом двухэтажная колокольня с осьмиконечным крестом. Колокольня утверждена на четырех толстых четырегранных столбах; в северо-восточном столбе лестница. В верхнем ярусе колокольни 4 колокола; самый большой весом в 51 п. 35 ф.

Церковь сложена из красного кирпича; фундамент ее, возвышающийся от земли на ¾ аршина, сделан из плиты. Деревянный купол снаружи обшит тесом и окрашен. Стены снаружи не оштукатурены, кроме карнизов и подоконников.

Двускатная, железная, зеленая крыша покрывает храм и колокольню. Главы и кресты обиты белым железом.

Церковная четырехугольная ограда, на каменном фундаменте, с каменными столбами, имеет с южной стороны двери, а в северо-восточном углу – каменную, под железной крышей, сторожку.

Все три наружные двери деревянные, филенчатые, двустворчатые, обитые войлоком, обложены железом и выкрашены желтой краской. Внутренние двери северной и южной стороны сплошные, а с западной – со стеклами. Над западною дверью – овальный образ Господа Саваофа.

В церкви 14 больших, готических, сверху закругленных, окон, высотою в 2 саж. 4 вер., шириною – 1 арш. 14 вершков, в алтаре – 2 окна, в притворе – 4, в куполе – 8. Все окна с двойными рамами и жел. решетками.

Иконостас в 2 яруса, деревянный, окрашенный под белый мрамор, с позолоченными карнизами и колоннами. Средина алтаря несколько выступает в церковь; клиросы и солея, в 2 ступени, обведены дер. решеткою, царские двери резные, с позолотою. На иконах Спасителя и Казанской Божией Матери ризы с позолоченными венчиками сделаны в 1849 году, на сумму в 400 р., пожертвованную неизвестным. Риза на храмовой иконе св. Троицы устроена в 1860 г. помещиком Сахаровым. У северной сторон – образ Иоанна Предтечи, с серебряными венчиками. Кроме Тайной Вечери и дванадесятых праздников, в иконостасе помещены иконы Господа Саваофа, Константина и Елены, Давида и Соломона. На верху – сияние, окружающее слова: ὸ Θέος.

Плащаница писана на холсте. За клиросами, в киотах красного дерева, иконы Александра Невского, Воскресения и Димитрия Солунского.

По сторонам храма – по одной железной печи. Вдоль стен, от западного входа до иконостаса, тянется деревянная с карнизами обшивка. Пол – сосновый.

Купол в 1884 г., при ремонтировке церкви, сделан открытый, теплый и окрашен масляной краской. В церкви два паникадила накладного серебра; одно из них ценою в 140 р. – дар крестьянина Ивана Григорьева Карташева, висит ближе к алтарю, другое поменьше, ближе к дверям.

Престол сосновый; над ним – сень, на 4-х деревянных, витых, позолоченных столбах. На крыше сени – мелкие золотые звезды, по голубому полю; в средине – Всевидящее Око, в сиянии и кроме того – крест. По углам – изваянные лики апостолов Петра и Павла. Сень пожертвована крестьянином дер. Сабска Степаном В. Комиссаровым.

Антиминс освящен 21 мая 1864 г. и подписан митрополитом Исидором.

Дарохранительница накладного серебра, в виде гроба, под сенью, стоящею на 4-х столбикаъ, ценою в 100 руб. сер., пожертвована Сахаровым. Рядом с нею – другая, меньшая, на ножках, с изображением Распятия, над которым – Бог Саваоф, Богоматерь и евангелист Иоанн.

На престоле – вызолоченный крест и евангелие, обложенное малиновым бархатом, с изображениями из серебра; за престолом – седмисвечник накладного серебра; на горнем месте – Спаситель на троне, а до сторонам – Распятие, и икона Знамения Божией Матери. Над жертвенником – икона Спасителя в серебряной ризе, за стеклом.


Копии с ведомостей имеются от 1770 года; от старых метрических книг есть отрывки. Есть опись церковного имущества от 1844 года.

По штату 1806 года причт полагался следующий: 3 священника, 2 диакона, 3 дьячка, 3 пономаря. Но полного комплекта никогда не было. В 1839 г. здесь служил священник домовой церкви действ. камергера Всеволода Всеволожского. Но и штата, положенный в 1843 году, не был полный. С 1876 г. причт составляют два священника и два псаломщика. Из прежних священников известны: Василий Тимофеев, указанный на кресте в надписи об освящении деревянной церкви; Михаил Алексеевич Силъницкий, из полковых священников, участвовавший в 30-х годах в польском походе. Ныне священствуют: Михаил Феодоров Боголюбов и Вениамин Гавриилов Вещезеров.






Причт, помещаясь, сперва в «Господских квартирах», старался иметь собственные дома, хотя бы на господской земле, или нанимать помещение у прихожан. Так в 1865 г. церковный сторож жил в деревне, в 3-х верстах от церкви; в Клир. ведомостях 1878 г. показан ветхий дом, построенный прихожанами для церковного сторожа, в 200-х саж. от церкви. В 1881 г. прихожане построили в ограде каменную сторожку; в 1871 г. епархиальное начальство предложило прихожанам построить дом для священников. Прихожане согласились построить только в том случае, если помещик Сахаров даст от себя лес и место для постройки. Но так как помещик в том и другом отказал, то дело о постройке дома затянулось и только в 1879 году начали собирать деньги на постройку дома. Дом построен в 480 саж. от церкви и есть надежда, что к концу 1884 года причт перейдет в него.

Причт сперва, вместо земли, получал деньги и хлеб. С 1832 года священник получал 44 четверти хлеба, диакон – 24 четверти, причетники по 12-ти, просвирня – 4 четверти в год. От помещика получались хлеб и жалованье: священнику – 100 р. с., диакону – 30 и 3 куля ржи, 3 четверика жита; дьячку – 50 р., пономарю – 18, просвирне – 6 р. в год. С 1833 года причт стал получать в год 196 р., сена – 600 пуд., соломы – 600 пуд., мякины – 240 кулей. Это содержание было бы достаточно, если бы было в точности определено и не зависело от степени урожая, или от личного произвола дающих.

В 1843 г. положено каз. жалованья: священиникам по 200 р., диакону – 100, дьячку – 70, пономарю – 60 р., просвирне – 30; от помещика Сахарова получалось священниками по 100 р., диаконом – 60, причетниками по 30 р., просвирнею – 15 руб. С 1853 года, по постановлению ямбургского дворянства, от 8-го марта 1845 г., назначено на причт по одному гарнцу ржаного и ярового хлеба с ревизской души.

В 1861 году дана причту пахатная земля, но она стала приносить около 40 р. с. доходу только с 1878 года, когда ее стали обрабатывать крестьяне.

По штату 1876 года настоятель получает казенного жалованья 200 р. сер., помощник его – 160 р., псаломщик – 80, другой – 70.

Соседние приходы: Яблоницкий, Ястребинский, Осминский, Ложголовский и Пенинский.

Прихожане, кроме земледелия, работают на фабриках в Нарве, на лесопильных заводах, занимаются сплавом леса по р. Луге, или извозом в Петербурге, сбывают сельские произведения на станциях железной дороги, собирают по деревням тряпки и продают их на бумажные фабрики.

Из крестьянских деревень одни, называемые «нижними», или «поречьем», расположены по рекам Луге, Вруде и Пеледе; другие – «верхние», занимают возвышенную местность. Нижние находятся от 3-х до 15-ти верст от церкви и имеют удобное с нею сообщение. Верхние находятся дальше от церкви и сообщение их с церковью неудобно. Некоторые из них отстоят от церкви на 25 и более верст и дорога к ним идет по болотам, по пням и кореньям вырубленного леса, по ручейкам, часто довольно быстрым и глубоким.

Всех деревень в приходе 21. Ближайшие к церкви (от 3 до 4 верст) суть: Мышкино, Максимово, Слепино, Сабско и Язвищи; более отдаленные (от 20 до 27 верст): Гостятино, Лемовжа, Хотнежа, Коряча, ІІодледье и Мазаная горка. Остальные деревни: Волна, Извоз, Пелеши, Ганково, Пустошка, Сторонье, Редеж, Пелеши, Блоковы и Александровка. Всех прихожан муж. п. 1798, женскаго 201857.

В приходе две школы: земская в 4-х верстах от церкви, и – воспитательного дома, в 7-ми верстах. В последней крестьянских детей не больше 2-х или 3-х человек. Так как земская школа довольно отдалена от других деревень и сообщение с нею неудобно, то крестьяне сами изыскивают способы обучения детей. В приходе есть грамотеи, которые учат детей за небольшую плату. Ученики, бывавшие в школах, охотно и с успехом участвуют в церковном чтении и пении.

Храм посещается больше зимою и, преимущественно, женским полом. Крестьяне дальних деревень бывают в церкви 2 или 3 раза в год.

Важнейшими или „пивными» (когда варят пиво) праздниками считаются храмовой праздник здешний и соседних приходов. В праздник 1-го августа, когда освящают воду на р. Вруде, многие больные, в момент погружения креста, погружаются в воду и потом надевают новые рубашки, надеясь, что болезнь пройдет вместе со старой рубашкой, унесенной водою. 30 августа, перед иконой Александра Невского, сооруженной в память Царя-Освободителя, бывает молебен.

В 150 саж. от церкви, на дороге из Сомерской волости к железной дороге, есть часовенка, стоящая, по преданию, на месте прежней церкви. Она посвящена мученикам Маккавеям и построена крестьянином дер. Сабско, Козьмою Даниловичем Морозовым; постройка стоила 250 р. сер. В деревне Сабске часовня также построена, по преданию, на месте прежней древней церкви. Кроме того есть часовня в церковной ограде и в деревнях Устье, Редеже и Язвищах.

Старинные, по мнению прихожан, «шведские» кладбища находятся на юго-запад от церкви, за р. Врудой, и – в деревне Язвищах; за Язвищами, к деревне Пелешах и у деревни Сабска есть курганы, которые также считаются шведскими могилами. Есть предание, что у одного из крестьян деревни Сабска ночевал и обедал Петръ Вел., во время нарвского похода. Показывают даже чашку, из которой кушал царь. Стол, за которым царь сидел, был куплен у потомков того крестьянина, крестьянином деревни Язвищ, Феодором Ефимовым.

Попечительство открыто в 1878 году. Председателем его стал сын бывшего помещика Алексей Алексеевич Сахаров; в число членов вступили, кроме двух священников, 44 человека из прихожан. Ныне деятельность попечительства ничтожна; членов в нем только 12; в год собирается от 10 до 25 руб.

Священник Вениамин Вещезеров


Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/istoriko-statisticheskie-svedenija-o-sankt-peterburgskoj-eparhii-vypusk-10-1885/3_26
×
г. Москва, метро “Китай город”, ул. Яузская, дом 15/11
+7 987 654-32-10info@constructor.ru
Настоятель Храма
иерей Александр Пономаренко
+7 964 325 72 89