Свято-Троицкая церковь в Редкине
Редкино, в 140 вер. от Петербурга, в 40 от Ямбурга и в 33-х от Молосковиц, станции Балтийской жел. дороги, расположено в 3-х верстах от впадения Вруды в Лугу. Название села объясняют редкостью населения в здешнем крае. Церковь стоит на левом берегу Вруды, а на другом берегу находится заброшенное шведское кладбище, где, до сих пор, в ночь на Иванов день (24 июня) бывает гулянье. Подле церковной ограды расположена помещичья мыза. Церковную землю отделяет от помещичьей речка Пеледа, впадающая в Лугу; далее, в 2-х верстах, находится крестьянский лес.
Сперва здесь была деревянная церковь, о которой в актах 1741 г. сказано: „в Редкинском погосте церковь во имя Рождества Иисуса Христова, деревянная”. На приходском кладбище еще до ныне стоит ветхая часовня, собранная, как говорят, из леса древней Христорождественской церкви; на ограде есть толстые пни, остатки берез, окружавших церковь.
Нынешняя церковь, каменная, во имя св. Троицы, в 200 саж. от места прежней, построена в 1786 г. помещиком бароном Иваном Ив. Черкасовым и освящена, как видно по надписи на одном дер. кресте „по благословению... митрополита Гавриила 1786 г., августа 17-го... Нарвского собора протопопом Кириллом Васильевым и при священнике сего храма Василии Тимофееве”. Церковь сперва имела вид креста, без купола, с крестом над алтарем, и с одноэтажною колокольнею, над которою возвышался, говорят, на 18 саж., деревянный, обитый железом, шпиц. К 1848 г. шпиц, покривившийся, был снят и на церкви устроена обыкновенная кровля. Впоследствии, помещик Александр Ив. Сахаров надстроил этаж и поместил там колокола. Неизвестно в каком году, г. Владимировым был поставлен над храмом деревянный купол.
Длина храма 10 саж., ширина 4, высота с куполол 8½ саж. Купол осьмигранный с крышею в виде полушария, и не большою главкою; над главкою и над алтарем – осьмиконечный крест.
В храм – три входа, с каменными крыльцами в 2 ступени. Над западным крыльцом двухэтажная колокольня с осьмиконечным крестом. Колокольня утверждена на четырех толстых четырегранных столбах; в северо-восточном столбе лестница. В верхнем ярусе колокольни 4 колокола; самый большой весом в 51 п. 35 ф.
Церковь сложена из красного кирпича; фундамент ее, возвышающийся от земли на ¾ аршина, сделан из плиты. Деревянный купол снаружи обшит тесом и окрашен. Стены снаружи не оштукатурены, кроме карнизов и подоконников.
Двускатная, железная, зеленая крыша покрывает храм и колокольню. Главы и кресты обиты белым железом.
Церковная четырехугольная ограда, на каменном фундаменте, с каменными столбами, имеет с южной стороны двери, а в северо-восточном углу – каменную, под железной крышей, сторожку.
Все три наружные двери деревянные, филенчатые, двустворчатые, обитые войлоком, обложены железом и выкрашены желтой краской. Внутренние двери северной и южной стороны сплошные, а с западной – со стеклами. Над западною дверью – овальный образ Господа Саваофа.
В церкви 14 больших, готических, сверху закругленных, окон, высотою в 2 саж. 4 вер., шириною – 1 арш. 14 вершков, в алтаре – 2 окна, в притворе – 4, в куполе – 8. Все окна с двойными рамами и жел. решетками.
Иконостас в 2 яруса, деревянный, окрашенный под белый мрамор, с позолоченными карнизами и колоннами. Средина алтаря несколько выступает в церковь; клиросы и солея, в 2 ступени, обведены дер. решеткою, царские двери резные, с позолотою. На иконах Спасителя и Казанской Божией Матери ризы с позолоченными венчиками сделаны в 1849 году, на сумму в 400 р., пожертвованную неизвестным. Риза на храмовой иконе св. Троицы устроена в 1860 г. помещиком Сахаровым. У северной сторон – образ Иоанна Предтечи, с серебряными венчиками. Кроме Тайной Вечери и дванадесятых праздников, в иконостасе помещены иконы Господа Саваофа, Константина и Елены, Давида и Соломона. На верху – сияние, окружающее слова: ὸ Θέος.
Плащаница писана на холсте. За клиросами, в киотах красного дерева, иконы Александра Невского, Воскресения и Димитрия Солунского.
По сторонам храма – по одной железной печи. Вдоль стен, от западного входа до иконостаса, тянется деревянная с карнизами обшивка. Пол – сосновый.
Купол в 1884 г., при ремонтировке церкви, сделан открытый, теплый и окрашен масляной краской. В церкви два паникадила накладного серебра; одно из них ценою в 140 р. – дар крестьянина Ивана Григорьева Карташева, висит ближе к алтарю, другое поменьше, ближе к дверям.
Престол сосновый; над ним – сень, на 4-х деревянных, витых, позолоченных столбах. На крыше сени – мелкие золотые звезды, по голубому полю; в средине – Всевидящее Око, в сиянии и кроме того – крест. По углам – изваянные лики апостолов Петра и Павла. Сень пожертвована крестьянином дер. Сабска Степаном В. Комиссаровым.
Антиминс освящен 21 мая 1864 г. и подписан митрополитом Исидором.
Дарохранительница накладного серебра, в виде гроба, под сенью, стоящею на 4-х столбикаъ, ценою в 100 руб. сер., пожертвована Сахаровым. Рядом с нею – другая, меньшая, на ножках, с изображением Распятия, над которым – Бог Саваоф, Богоматерь и евангелист Иоанн.
На престоле – вызолоченный крест и евангелие, обложенное малиновым бархатом, с изображениями из серебра; за престолом – седмисвечник накладного серебра; на горнем месте – Спаситель на троне, а до сторонам – Распятие, и икона Знамения Божией Матери. Над жертвенником – икона Спасителя в серебряной ризе, за стеклом.
Копии с ведомостей имеются от 1770 года; от старых метрических книг есть отрывки. Есть опись церковного имущества от 1844 года.
По штату 1806 года причт полагался следующий: 3 священника, 2 диакона, 3 дьячка, 3 пономаря. Но полного комплекта никогда не было. В 1839 г. здесь служил священник домовой церкви действ. камергера Всеволода Всеволожского. Но и штата, положенный в 1843 году, не был полный. С 1876 г. причт составляют два священника и два псаломщика. Из прежних священников известны: Василий Тимофеев, указанный на кресте в надписи об освящении деревянной церкви; Михаил Алексеевич Силъницкий, из полковых священников, участвовавший в 30-х годах в польском походе. Ныне священствуют: Михаил Феодоров Боголюбов и Вениамин Гавриилов Вещезеров.